17 Ноября Суббота 18:24 Расширенный поиск

Регистрация Забыли свой пароль?
Вход на сайт
пуровская телерадиокомпания «луч»
Новости
20.03.2014

Как учить детей тундровиков?

В Тарко-Сале обсуждают проблемы и перспективы развития кочевого образования. В райцентре начал работу семинар, посвященный вопросам инновационных процессов в системе кочевого образования. В нем принимают участие сотрудники окружного института повышения квалификации работников образования, учителя родных языков, воспитатели школ-интернатов Ямала. Инга Пяк с подробностями.

Буквы разные писать, вычитать и умножать научат в тундре. Учитель приедет к ученику в чум. У ямальских кочевников появилось право выбора: отправлять детей в интернат или давать им начальное образование прямо в родном стойбище. В округе открываются первые кочевые школы и детские сады.

Валентина Няруй, доцент кафедры развития этнокультурного образования, г. Салехард:

­- Кочевая школа должна быть. У кочевых народов выработана великолепная, отточенная, мудрая, философская школа выживания в условиях Крайнего Севера, в условиях Арктики. Мы знаем, что в сторону Арктики сегодня глядит весь мир. Арктика интересна чем? Она интересна тем, что в условиях тундры они умеют и детей воспитывать, и оленей взращивать, и выживать. И создавать уникальную материальную и духовную культуру.

О перспективах «тундрового» образования, создании сети кочевых школ и детских садов, о проблемах реализации проекта «Кочевая школа» говорили на окружном семинаре сотрудники регионального Института повышения квалификации работников образования, учителя родных языков и воспитатели школ-интернатов Ямала. Как и где учить детей оленеводов и рыбаков? Ждут ли в тундре кочевых учителей? Вопросов и проблем много. Решать их надо сообща. Опыт каждого важен в реализации данного проекта.

Елена Семенова, заместитель начальника Департамента образования Администрации Пуровского района:

- Будет представлен тот опыт работы, который наработан на различной территории нашего автономного округа, который поможет организовать обучение детей коренной национальности с учетом их особенностей, этнокультурной педагогики.

Региональный проект «Кочевая школа» направлен на сохранение самобытности коренных народов. Существующая система школ-интернатов негативно влияет на юных аборигенов: отрыв от семьи, родного языка, традиций и обычаев. Мария Салиндер – учитель ненецкого языка с 35-летним стажем. Опытный педагог считает, что кочевая школа должна быть, но лишь на первой ступени. Маленькие кочевники должны учиться в родном чуме. Ведь разлука с родителями для 6-7-летних тундровиков – всегда стресс.

Мария Салиндер, учитель родного языка школы-интерната п.Тазовский:

- От родителей, от родных корней. У детей внутри, наверно, какой-то прелом бывает. Муж мой работал с маленькими детьми. И когда он пришел домой, то мне сказал: «Представляешь, всю ночь ребенок плакал, подушка мокрая. Кричит по-ненецки: «Мама! Мама! Я хочу к тебе домой».

Дискуссии по поводу кочевой школы продолжаются. В них участвуют тундровики, чиновники, учителя, представители национальной интеллигенции. Время покажет, какая форма организации кочевого образования приемлема для Ямала, поедут ли учителя в тундру, каким будет качество кочевого образования. Ясно одно - традиционному интернатному обучению и воспитанию нужны перемены.

Фотолента

Комментарии:
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Ноябрь, 2018
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Опрос Все опросы >>

Какие программы вы предпочитаете смотреть?